ГБОУ Школа №1078 модуль 3 (детский сад №225) г.Москва
Методика развития детского изобразительного творчестваМетодика развития детского изобразительного творчества Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка всобственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата. Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков. К концу третьего года жизни малыш проявляет большой интерес к изобразительной деятельности, понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает под руководством взрослого элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые, уверенные. Он смело и самостоятельно рисует, что хочет, будучи уверен, что у него получается прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становления большой самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности. Дошкольник, побуждаемый к изобразительной деятельности увлеченностью тем или иным содержанием, долгое время может рисовать не для других, а для себя. Изобразительная деятельность, вернее, ее результаты не направлены на других людей, хотя оценка взрослого к рисунку рано начинает интересовать детей.(1, стр.63Григорьева) В младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы, явления, продолжая осваивать линию как средство выразительности. С этого возраста дети осваивают способы изображения предметов округлой и прямоугольной форм. Дети в этом возрасте при специальной углубленной работе могут усвоить основные сенсорные эталоны форм, цвета, пользуясь ими в дальнейшем как средством познания предметов, явлений окружающего мира. У детей этого возраста формируется обобщенное представление о предметах данных форм (круглыми могут быть разные предметы). Обобщение изображаемых предметов идет по признаку формы. На этой основе формируются и обобщенные способы их изображения: дети знают, как рисовать карандашом, кистью предметы круглых форм, и умеют это делать к концу года достаточно смело и свободно. 2. Программные задачи Изобразительная деятельность - это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей; способствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству. Дети младшего возраста понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. Своим самостоятельным рисункам, представляющим бесформенное сочетание линий, они дают случайные названия, вызванные ассоциациями с каким-либо признаком. Педагог должен поощрять попытки детей найти сходство рисунка с предметом и одновременно учить правильному изображению различных форм. В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам: 1.учить делать мазки кистью, штрихи карандашом 2.учить проводить прямые и горизонтальные линии 3.учить рисовать цветным карандашом, правильно держать и пользоваться им 4.воспитывать у детей интерес к рисованию 5.развивать самостоятельность 6.развивать чувство цвета -умение различать и называть основные цвета 7.развивать композиционные навыки – располагать изображение в середине листа бумаги 8. совершенствовать технические навыки На занятиях по изобразительной деятельности вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, кистью, красками. Формировать представление о том, что карандашами, красками рисуют. Обращать внимание на то, что карандаш (кисть) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша или ворсом кисти. Привлекать внимание детей к нанесенным ими на лист бумаги разнообразным линиям. Побуждать задумываться над тем, что нарисовали, на что это похоже. Учить следить за движением карандаша по бумаге. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые они сами нарисовали. Побуждать к дополнению нарисованного и названного изображения характерными деталями. Поощрять целенаправленные действия и высказывания детей. Побуждать их к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов (форма, цвет, величина). Знакомить с цветом карандашей, красок (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), учить правильно их называть. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные) пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, ненапряженно, не наклоняться низко над листом бумаги.) Первой задачей остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Развитие этой задачи связано с развитием движений руки. Обучать детей проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересечение линий. Трудной задачей для детей младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга). Выполнение изображения такого рода требует не только умения подчинять движения руки изобразительной форме, но и способности синтезировать эти формы, объединять их согласно замыслу. Поскольку аналитико-синтетическое мышление у ребенка 3-х лет развито слабо, эта задача для него сложна. Поэтому программой предусмотрено изображение предметов, включающих соединение только двух разнородных частей или ритмичное повторение одной и той же формы (например, лучи у солнышка) Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. В связи с этой задачей подобрана и тематика заданий – рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания. Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения отдельных предметов: красный-флаг, желтый- солнце, зеленый – трава. К концу года дети младшей группы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору. 3. Методы и приемы обучения. Определения. Классификация Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду». Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности ( рисование и т.п.), то выделяют методы: · наглядные; · словесные; · игровые. Это традиционная классификация. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения: · информативно - рецептивный; · репродуктивный; · исследовательский; · эвристический; В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец воспитателя; показ воспитателя. Словесный метод включает в себя: беседу; рассказ, искусствоведческий рассказ; использование образцов педагога; художественное слово. Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу. Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете. Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа 1 этап- целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. У дошкольником нужно вызвать любопытство, желание рисовать (какая веселая нарядная неваляшка к нам пришла) 2 этап -аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета. -выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее назначение -определяют форму этой части -определяют положение этой части в пространстве -затем выделяют другую часть и выясняют положение, форму, величину ее по отношению к основной -выделяют цвет 3 этап- повторное целостное эмоциональное восприятие предмета. В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании. Так в рисовании основной прием для младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением. Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в младшей группе – сотворчество педагога с детьми. Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые. Дети младшего возраста изображают предметы, состоящие в основном из одной части, форму передают обобщенную, приближающуюся к геометрической фигуре –эталону. Поэтому и содержание обследования очень простое- вычленить форму, цвет. При низком уровне сенсорного развития очень важно приучать детей контролировать, сопровождать взглядом движения пальчика по форме, устанавливать связь между обследующим жестом и формообразующим движением (пальчик бежит, нигде не останавливается и карандашик побежит, также нигде не остановится). В младшей группе чаще, чем в других, при обследовании необходим совместный жест. В этой группе, особенно при интенсивном сенсорном воспитании и развитии, возможно подведение детей к обобщению предметов по признаку формы (круглыми могут быть яблоки, мячи, шары). На этой основе уже в младшей группе возможно формирование обобщенного способа изображения (все круглые предметы рисуются, лепятся одним и тем же способом) Можно подвести итог, что в младшем возрасте используют такие методы и приемы: 1. Игровой прием, в процессе которого объясняем детям, что нужно дорисовать на предложенном воспитателем листе с изображением (тучка и грибок, дети дорисовывают дождь) 2. Напоминание, как можно нарисовать дождь (штрихи) 3. Индивидуальная работа (показ на своем листе, пассивное рисование) 4. Анализ, положительная оценка, со второй половины года обращаем внимание на качество работы.
19 января 2016 в 21:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.