|
Игры по сенсорному воспитанию в старшей группе
ИГРЫ НА КОЖНО-ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Название игры |
Возраст детей |
Материалы и оборудование |
Ход игры |
«Поймай киску»
«Определи на ощупь»
«Платочек для куклы»
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
«Узнай предмет по контуру»
|
|
мягкая игрушка киска, мокрая рыбка, колючий ежик и др.
пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.
три куклы в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном)
стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка |
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
|
ИГРЫ НА ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Название игры |
Возраст детей |
Материалы и оборудование |
Ход игры |
«Какого цвета не стало?»
«Собери гирлянду»
«Сплети коврик из цветных полосок»
Окраска воды
Цветик-семицветик
|
|
несколько флажков разного цвета
образец части гирлянды
образец коврика из цветных полосок
Две большие банки- на одной светло-красная наклейка, на второй темно-красная. У каждого ребенка по две баночки, наполненные до половины водой, красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти, тряпочка.
Демонстрационный: картинка с изображением цветка, лепестки которого окрашены в семь цветов спектра, указка. Раздаточный: контурные рисунки цветика- семицветика, гуашевые краски (красная, желтая, синяя, голубая), кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.
|
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы ее сделаем цветной. Для этого я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю ее в одной баночке. Получилась светло-красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, еще раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже темная.
Детям предлагается взять кисточки, макнуть их в краску до половины и промыть в первой баночке. Посмотреть, какая вода получилась. Обратить внимание, что вода- светло-красная. Затем проделывается способ получения темно-красной воды.
Затем дети по двое подходят с баночками к столу воспитателя и ставят сначала светло-красную, потом темно-красную воду, называя, какая из них светлее, какая темнее.
Воспитатель показывает детям волшебный цветик - семицветик. Ребята просматривают поочередно все лепестки, начиная с красного, называют цвета. Педагог обращает внимание на голубой цвет. (Голубой цвет можно получить смешением синего и белого). Предлагается взять листочки с незакрашенными цветиками-семицветиками, кисточки и закрасить верхний лепесток красной краской. Пропустить один лепесток, а следующий (третий от красного) сделать желтым. Пропустить еще один, а следующий (пятый)закрасить синим. Шестой рядом с синим будет голубым.
Следующий этап- будут закрашиваться пропущенные лепесточки. Дети называют пропущенные лепесточки - оранжевый, зеленый, фиолетовый. Воспитатель объясняет, как получить оранжевую краску ( надо смешать желтую с красной краской). Дети закрашивают оранжевой краской второй лепесток. Дальше воспитатель объясняет, как получить зеленую краску ( смешиваются желтая и синяя краски)и закрашивают четвертый лепесток. Потом объясняется получение фиолетовой краски (смешать красную и синюю краски). Дети получают фиолетовую краску и закрашивают последний, седьмой лепесток.
Рисунки вывешиваются на демонстрационную доску и анализируются с точки зрения правильности выбора цветов. |
ИГРЫ НА ОБОНЯНИЕ
Название игры |
Возраст детей |
Материалы и оборудование |
Ход игры |
«Определи предмет по запаху».
«Коробочки с запахами»
«Вспомни, как они пахнут»
Какой приятный запах!
|
|
какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.
коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.
акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.
Для игры понадобятся: различные цветы.
|
Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.
Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали
Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.
Различение составных, более сложных ароматов проводится в процессе обучения на специальных занятиях. В этой работе важно, чтобы добавленный аромат четко дифференцировался, например обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него, свежевыстиранный надушенный и ненадушенный носовой платок и др.
Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.
завяжите ребенку глаза и поднесите к его носу цветок. Он должен по запаху определить этот цветок. |
ИГРЫ НА ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Название игры |
Возраст детей |
Материалы и оборудование |
Ход игры |
«Определи на вкус»
«Вкусовые банки»
«Назови вкус продуктов»
Что за овощ?
Маленький Карлсон |
|
соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.
банки, пипетки, ложки.
по картинки с изображением различных продуктов, овощей, фруктов
Для игры понадобятся: различные овощи.
Для игры понадобятся: различные сладости, например варенье, шоколад, мармелад, зефир и т.д. |
Варианты:
— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;
— ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).
Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.
Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).
Например:
— лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;
— батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;
— конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;
— чеснок горький, неприятный, с резким запахом.
овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов.
посадите ребенка за стол и завяжите ему глаза. Кладите ему в рот сладости, а он должен определить, что он ест. |
ИГРЫ НА ЗВУКОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Название игры |
Возраст детей |
Материалы и оборудование |
Ход игры |
«Различай веселую и грустную музыку»
«Тихо и громко»
«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
«Высокий и низкий звук»
«Ударь в бубен»
|
|
2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке.
Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.
карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты.
высокий или низкий звук инструмента
бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками. |
Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.
Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.
Варианты:
— можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
— использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький — тихо;
— на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
— на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую — узкие и более бледные;
— найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.
Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
Варианты:
— перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.
Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий — опустить.
Варианты:
— использовать различные инструменты: скрипку, тамбурин, треугольник, фортепьяно, аккордеон, губную гармошку и др.;
— выполнять разные задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука;
— изображать голосом воспринятый тон.
Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски — медленные удары, короткие — быстрые).
Варианты:
— полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют в бубен то тихо, то громко.
«Далеко — близко»
У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.
|
22 ноября 2015 в 22:58
|