ГБОУ Школа №1078 модуль 3 (детский сад №225) г.Москва

Игры по сенсорному воспитанию в старшей группе

 ИГРЫ НА  КОЖНО-ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

 

Название игры

Возраст детей

Материалы и оборудование

Ход игры

«Поймай киску»

 

 

 

 

 «Определи на ощупь»

 

 

 

 

«Платочек для куклы»

 

 

 

 

 

 

 

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

 

 

 

 

 

 «Узнай предмет по контуру»

 

мягкая игрушка киска, мокрая рыбка, колючий ежик и др.

 

 

 

 

пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.

 

 

 

 

 

три куклы в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном)

 

 

 

 

 

стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

 

 

 

зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.


Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

 

ИГРЫ НА ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

 

Название игры

Возраст детей

Материалы и оборудование

Ход игры

 «Какого цвета не стало?»

 

 

«Собери гирлянду»

 «Сплети коврик из цветных полосок»

Окраска воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветик-семицветик

 

 

несколько флажков разного цвета

образец части гирлянды

образец коврика из цветных полосок

Две большие банки- на одной светло-красная наклейка, на второй темно-красная. У каждого ребенка по две баночки, наполненные до половины водой, красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти, тряпочка.

Демонстрационный: картинка с изображением цветка, лепестки которого окрашены в семь цветов спектра, указка. Раздаточный: контурные рисунки цветика- семицветика, гуашевые краски (красная, желтая, синяя, голубая), кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

 

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

 Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы ее сделаем цветной. Для этого я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю ее в одной  баночке. Получилась светло-красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, еще раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже темная.

Детям предлагается взять кисточки, макнуть их в краску до половины и промыть в первой баночке. Посмотреть, какая вода получилась. Обратить внимание, что вода- светло-красная. Затем проделывается способ получения темно-красной воды.

Затем дети по двое подходят с баночками к столу воспитателя и ставят сначала светло-красную, потом темно-красную воду, называя, какая из них светлее, какая темнее.

Воспитатель показывает детям волшебный цветик - семицветик. Ребята просматривают поочередно все лепестки, начиная с красного, называют цвета. Педагог обращает внимание на голубой цвет. (Голубой цвет можно получить смешением синего и белого). Предлагается взять листочки с незакрашенными цветиками-семицветиками, кисточки и закрасить  верхний лепесток красной краской. Пропустить один  лепесток, а следующий (третий от красного) сделать желтым.  Пропустить еще один, а следующий (пятый)закрасить синим. Шестой рядом с синим будет голубым.

 Следующий этап- будут закрашиваться пропущенные лепесточки. Дети называют пропущенные лепесточки - оранжевый, зеленый, фиолетовый. Воспитатель объясняет, как получить оранжевую краску ( надо смешать желтую с красной краской). Дети закрашивают оранжевой краской второй  лепесток. Дальше воспитатель объясняет, как получить зеленую краску ( смешиваются желтая и синяя краски)и закрашивают четвертый лепесток. Потом объясняется получение фиолетовой краски  (смешать красную и синюю краски). Дети получают фиолетовую краску и закрашивают последний, седьмой лепесток.

Рисунки вывешиваются на демонстрационную доску и анализируются с точки зрения правильности выбора цветов.

 

 

 

ИГРЫ НА  ОБОНЯНИЕ

 

Название игры

Возраст детей

Материалы и оборудование

Ход игры

«Определи предмет по запаху».

 

 

 

 «Коробочки с запахами»

 

 

 

 

 

 

 

«Вспомни, как они пахнут»

 

 

 

 

 

 

 

Какой приятный запах!

 

 

какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.

 

 

 

 

коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.

 

 

 

 

акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.

Для игры понадобятся: различные цветы.

 

Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.
Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали

Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.
Различение составных, более сложных ароматов проводится в процессе обучения на специальных занятиях. В этой работе важно, чтобы добавленный аромат четко дифференцировался, например обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него, свежевыстиранный надушенный и ненадушенный носовой платок и др.

Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

 

 

 

 

 

 

завяжите ребенку глаза и поднесите к его носу цветок. Он должен по запаху определить этот цветок.

ИГРЫ НА ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

 

 

Название игры

Возраст детей

Материалы и оборудование

Ход игры

 «Определи на вкус»

 

 

 

 

 

 

 

«Вкусовые банки»

 

 

 

 

 

 

 

«Назови вкус продуктов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что за овощ?

 

 

 

 

 

 

Маленький Карлсон

 

соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.

 

 

 

 

 

банки, пипетки, ложки.

 

 

 

 

 

 

 

 

по картинки с изображением различных продуктов, овощей, фруктов

 

 

 

 

 

 

 

Для игры понадобятся: различные овощи.

 

 

 

 

Для игры понадобятся: различные сладости, например варенье, шоколад, мармелад, зефир и т.д.

Варианты:
— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;
— ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).

 

Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.

 

 

 

Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).
Например:
— лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;
— батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;
— конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;
— чеснок горький, неприятный, с резким запахом.

 

 

овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов.

 

 

посадите ребенка за стол и завяжите ему глаза. Кладите ему в рот сладости, а он должен определить, что он ест.

 

ИГРЫ НА ЗВУКОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

 

 

Название игры

Возраст детей

Материалы и оборудование

Ход игры

«Различай веселую и грустную музыку»

 

 

 

 

 

«Тихо и громко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Высокий и низкий звук»

 

 

 

 

 

 

«Ударь в бубен»

 

2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке.

 

 

 

Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высокий или низкий звук инструмента

 

 

 

 

 

 

 

бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.

 

 

 

 

 

Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.
Варианты:
— можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
— использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький — тихо;
— на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
— на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую — узкие и более бледные;
— найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

 

 

 

Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
Варианты:
— перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.

 

 

 

Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий — опустить.
Варианты:
— использовать различные инструменты: скрипку, тамбурин, треугольник, фортепьяно, аккордеон, губную гармошку и др.;
— выполнять разные задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука;
— изображать голосом воспринятый тон.
Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски — медленные удары, короткие — быстрые).
Варианты:
— полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют в бубен то тихо, то громко.
«Далеко — близко»
У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.

 

 

22 ноября 2015 в 22:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.